30.09.10
В 2003 году Юлия закончила Кушугумскую специализированную школу
«Интеллект» и поступила в Классический приватный университет. В 2008
году она на «отлично» защитила дипломную работу «Волонтерство и
социальная работа» и получила диплом по специальности «магистр
социологии и социальной работы». Тогда же, узнав о международной
программе EVS (Европейский волонтерский сервис), Юлия Миценко решила
попытать счастья и отправила свое резюме в украинскую организацию по
трудоустройству молодежи за рубежом «Альтернатива-В», которая
сотрудничает с EVS.
Как результат – две поездки для волонтерской работы в Греции в 2008
и 2009 годах, каждый раз на три месяца. Впечатления настолько сильные,
что и сейчас девушка вспоминает о них так, как будто это было вчера.
– Юля, не хочу выглядеть некорректным, но с самого начала разговора
рискну спросить о том, зачем вам были нужны эти поездки? Имея
определенные проблемы с ногами, вы все же летите в Грецию помогать
детям, перенесшим ДЦП. Ведь это дополнительная физическая и моральная
нагрузка, причем без никакого материального вознаграждения…
– Я так поняла, что вы не решаетесь употребить термин «ограниченные
физические возможности». Некоторым людям трудно понять и принять свои
ограниченные возможности, как данность. Уточню: принять, но не
смириться. Мои «ограничения» дают мне толчок: физически, конечно,
тяжело, но получаю моральное удовлетворение от того, что могу их
преодолеть. Деньги за работу? Но ведь поездка была волонтерская.
– Юля, мне импонирует ваша прямота, и после сказанного мне будет
проще с вами общаться. Все же, как вам удалось попасть в Грецию, ведь
одного желания для этого недостаточно?
– Я отправила в EVS мотивационное письмо, в котором рассказала о
себе, о том, что моя специальность имеет непосредственное отношение к
волонтерской работе. И, конечно же, сообщила о своих «ограничениях».
Втайне надеялась, что получу приглашение, но все же успокаивала себя:
«Ну нет так нет!» И вдруг получаю известие, что меня приглашают в
Грецию для участия в проекте «Пикпа». Моей радости не было предела! Уже
позже узнала, что попасть сюда стремятся волонтеры со всего мира, а те,
кому это удалось, считают, что им крупно повезло.
Теперь о «Пикпе». Это государственный центр в Греции по работе с
детьми с ограниченными физическими возможностями, представляющий собой
довольно большую охраняемую территорию. Такой себе городок со школой,
детскими площадками, пляжем и… большими зелеными попугаями, которые
живут там и никуда не хотят улетать. И все это в 20 минутах езды от
Афин.
Почему закрытая охраняемая территория? У детей, живущих здесь, физические недостатки, и чрезмерное любопытство или не-
осторожное слово случайных людей могут нанести непоправимую травму
детской психике. В «Пикпе» о живущих здесь ребятах говорят: «дети с
преградами». Нас предупреждали, что даже фотографировать в этом центре
нежелательно. Всего в городке было 96 детей, которые жили в пяти
больших домах. А мы, т.е. 15 волонтеров из Франции, Португалии, Дании,
Испании и Украины, жили в отдельном двухэтажном доме. Кроме того, были
еще 40 «приходящих» греческих волонтеров.
– И что входило в обязанности волонтеров?
– У каждого из нас было 5-6 подопечных. Утром мы помогали
обслуживающему персоналу поднимать детей, кормить и отводить в школу.
Потом занимались с детьми, которые по тем или иным причинам не посещали
школу.
– Интересно, а на каком языке вы с ними общались?
– Для волонтеров практически каждый день проводились занятия по
греческому языку. Скажу, что мы с детьми понимали друг друга. А когда
все же слов не хватало, использовали жесты и мимику. Ко мне очень
привязался десятилетний мальчик по имени Янис. Я ему помогала выполнять
домашние задания, а потом мы шли на прогулку. В это время я включала
свой мобильник, и мальчик слушал украинские песни. Янису так
понравилась детская песенка «Киця-кицюня», что он даже выучил ее.
Как-то вместо меня с мальчиком на прогулке был другой волонтер.
Приходит и говорит: «Янис меня заколебал. Все время пел какую-то
греческую песню». Меня это очень заинтриговало, и на следующий день я
попросила его спеть ту песню, которую он пел волонтеру. Янис запел:
«Киця-кицюня, киця манюня…» Это было так трогательно!
– Наверное, это очень трудно – три месяца изо дня в день заниматься
с детьми, требующими едва ли не круглосуточно не только внимания, но и
помощи?
– Мы сознательно приехали к этим детям и знали, что будет нелегко.
Но зато помогали детям раскрыть таланты, а еще раскрывали свои
собственные. Чтобы детям было интересно, приходилось вспоминать
какие-то упражнения по физкультуре, придумывать игры. Тут уже шли в ход
и фантазия, и импровизация. Мы вместе с детьми готовили обед, делали
массаж и даже макияж и маникюр. А еще отправлялись со своими
подопечными за покупками на овощной рынок, находящийся за охраняемой
территорией.
– Зачем тащить туда ребенка, если эти покупки могут сделать взрослые, например, волонтеры?
– Наверное, и я бы на вашем месте рассуждала так. Не забывайте, что
эти дети живут изолированно(!) на всем готовом(!). Они даже понятия не
имеют, как готовится еда, как делаются покупки в магазине или на базаре
и т.д.
Знаете, а ведь я в свое время тоже могла оказаться в подобной
ситуации, если бы была в интернате. Я училась в обычной школе среди
обычных детей. Иногда и взрослым не хватает элементарной тактичности, а
о детях, особенно в младших классах, и говорить не приходится.
Короче говоря, как-то в 5-м классе я пришла домой, расплакалась и
сказала родителям, что больше в школу не пойду. Начала просить, чтобы
перевели в интернат для детей, перенесших ДЦП. Огромное спасибо моим
дорогим папе Владимиру Николаевичу и маме Зое Тимофеевне, которые
проявили мудрость и дальновидность, настояв на том, чтобы я окончила
обычную школу…
Теперь возвращаюсь к разговору о «Пикпе». Задачей волонтеров было
привить детям навыки элементарного общения в обществе. Например, своего
рода практическое занятие под названием «поход на овощной рынок» был
один раз в неделю. Рынок – это прилавки с двух сторон, вытянувшиеся по
длинной ровной улице.
Когда мы приходили туда, продавцы сами приносили пакеты с овощами и
фруктами и категорически отказывались брать деньги с детей. Замечу, что
греки умеют не только сострадать, но и быть благодарными. Это уже из
личного опыта.
Мне приходилось ездить в Афины, бывать в других городах Греции.
Случалось, что присмотрю себе сувенир или какую-нибудь безделушку и
спрошу у продавца о цене. Он по разговору слышит, что иностранка.
Спрашивает, откуда приехала, в гости или на отдых. А когда узнает, что
я специально приехала из Украины в Грецию для работы с детьми, у
которых ограниченные физические возможности, то отношение ко мне
мгновенно меняется. Сразу же делают большую скидку или вообще
предлагают взять бесплатно, при этом говорят: «Ты работаешь в моей
стране с детьми с преградами. Поэтому я говорю тебе «спасибо» и хочу
сделать приятное». Я в таких случаях всегда чувствовала одновременно и
неловкость, и гордость…
– И все-таки, возвращаясь к жизни в вашем «городке-государстве»,
наверное волонтеры чувствовали себя порядком подуставшими к концу
каждого дня, насыщенного эмоциями и впечатлениями?
– Кто вам такое сказал?! Мы ведь жили в отдельном от детей доме,
поэтому по вечерам устраивали вечеринки, танцевали, пели. А еще ездили
в Афины. Ночная жизнь столицы Греции – это вообще отдельный разговор.
Скажу только, что впечатлений – масса, и все положительные.
– Уж коль разговор перешел на свободное от волонтерства время, то спрошу и о том, чем еще запомнилась вам Греция?
– Не буду говорить о красотах и памятниках страны, которую называют
колыбелью европейской цивилизации. Лучше скажу о людях. Вот мы все
куда-то спешим, переживаем, что не успели что-то сделать, лихорадочно
хватаемся то за одну работу, то за другую. А греки живут по принципу
«сига-сига» («медленно-медленно»). Дело, конечно, не в транспорте,
движение там на улицах ого-го! В повседневной жизни люди не спешат,
потому что растягивают наслаждение вот этой самой жизнью. Не поняли?
Тогда приведу такой пример.
Однажды мы с подругой-гречанкой опаздывали на встречу, потому что
трамвай задерживался, а такси не было. А когда долгожданный трамвай
наконец показался, подруга сказала: «Давай пропустим его и поедем
автобусом, который вот-вот подойдет. Он все равно минут на 20 опередит
трамвай». Так и получилось.
Когда вышли из автобуса на нужной остановке, подруга сказала: «Мы
хоть и опоздали, но сэкономили на автобусе 20 минут. Значит, это время
можем уделить себе!» Дальше мы купили мороженое, сели в парке на
скамейке и не спеша, растягивая удовольствие, съели его и только потом
отправились на встречу.
Конечно же, мы опоздали, но… Вы удивитесь, если скажу, что тогда я
поняла: а ведь и впрямь из-за повседневной спешки мы так часто
отказываем себе в больших и маленьких радостях. Например, таких, как
полакомиться мороженым или, смакуя, выпить чашку кофе, не поглядывая
при этом ежеминутно на часы. У греков это получается, потому что умеют
ценить каждый миг своей жизни.
– Юля, а может, смысл жизни и заключается в этих самых «больших и маленьких радостях», о которых вы упомянули?
– Конечно! Наша жизнь – это шанс, т.е. вероятная возможность
осуществления чего-нибудь. Я, например, хочу помочь тем, кто нуждается
в поддержке. Может, именно моя протянутая рука помощи как раз и поможет
другим осуществить то самое «что-нибудь». Если помогу словом и делом –
буду счастлива. Наверное, в этом и заключается шанс делать добрые дела.
Ведь ради этого мы и живем.
На такой оптимистической ноте и хотелось бы завершить рассказ о
девушке, идущей по жизни своим путем. Путь этот, увы, не такой простой.
С 2008 года Юлия Миценко, дипломированный специалист, ищет работу,
но безрезультатно. В Греции еще в 2008 году оценили ее знания
психологии, коммуникабельность, умение работать с детьми-инвалидами,
затем вновь пригласили работать с детьми в 2009-м… А вот в Украине это,
получается, не нужно?! Девушка могла бы работать в фонде социального
обеспечения или в пенсионном фонде, в центре занятости, или социологом,
а еще координатором социальных проектов. Однако все упирается в
пресловутое «но». Юлия на инвалидности, поэтому и рабочий день у нее
должен быть неполным. Вот и отказывают ей под всевозможными
благовидными предлогами. Неужели это выход из положения?
Господа хорошие! Помогите Юлии Миценко реализовать свой творческий потенциал в работе!
Источник: http://iz.com.ua/2010/09/30/zachem-speshit-esli-mozhno-radovatsja/ |