- У жителей поселка Малокатериновка есть мечта – увековечить память
военных летчиков – наших земляков, - рассказывает председатель
поссовета Семен Карабаджак. - Зная авторитет вашей газеты, надеемся,
что областная власть поможет в этом благом деле. А хотим мы установить
мемориальную доску с именами летчиков-истребителей или скромный
памятник, возможно, с изображением пикирующего самолета. Ну ведь
заслужили люди такую память! Да и дети увидят, что не только на словах
остается актуальным лозунг: «Никто не забыт и ничто не забыто!»
...Согласитесь, что для поселка с населением в 3000 человек семь
военных летчиков – это предмет особой гордости! Еще один интересный и
по-своему уникальный факт: шестеро из них учились в одном классе
малокатериновской школы! Такой вот был удивительный класс. К сожалению,
в живых не осталось никого из их соучеников, поэтому подробнее ни о
самом классе, ни об учителях, увы, рассказать не получится.
НА ПАМЯТНУЮ ДОСКУ СБРОСИЛИСЬ РОДСТВЕННИКИ
Самый именитый из этих летчиков – Михаил Ильич Коса. Бредил небом,
поэтому после окончания школы стал курсантом Запорожского аэроклуба,
позже, уже окончив Качинское военное училище в Крыму, стал
летчиком-истребителем.
С февраля 1942 года Михаил Коса начал отсчет сбитых им вражеских
самолетов. Документы того времени свидетельствуют: «За весь период
боевых действий на фронтах Отечественной войны тов. Коса М.И. совершил
375 боевых вылетов, провел 113 воздушных боев. При этом лично сбил 7
бомбардировщиков и 8 истребителей. Кроме того, в составе группы сбил 4
вражеских самолета. Совершил 44 штурмовых удара по технике и живой силе
врага».
Последний самолет врага Михаил Ильич сбил на своем «Як-9М» 1 мая
1945 года. Но до этого было ранение осколком во время воздушного боя. А
еще – его самолет был сбит, и летчик оказался на оккупированной немцами
территории. Пять с половиной месяцев добирался до линии фронта, перешел
ее и нашел-таки свою воинскую часть!
В 1946 году командиру 42-го гвардейского истребительного
авиационного полка Михаилу Косе было присвоено звание Героя Советского
Союза. Но злая ирония судьбы сделала свое черное дело. Получив из
Малокатериновки известие о том, что мать при смерти, Михаил Ильич,
отличавшийся поистине беспредельной смелостью, совершает безрассудный
шаг: поднимает самолет в воздух и летит в направлении Запорожья.
Военные самолеты перехватывают его, и Коса совершает посадку.
«Прощай, карьера!» – скажете вы. Берите круче, намного круче! По
приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР от 20 апреля 1950 года
Герой Советского Союза Михаил Ильич Коса был... расстрелян. И только
спустя 16 лет, в августе 1966 года, Пленум Верховного Суда СССР
пересмотрел его дело и установил отсутствие состава преступления.
Грамоту и Звезду Героя семье вернули, а самого Косу посмертно
реабилитировали.
И еще один пример иронии судьбы. Около пяти лет тому назад на стене
мемориала «Скорбящая мать» наконец-то была установлена небольшая
памятная доска в честь Героя, изготовленная на деньги… его
родственников. И это при том, что Михаил Коса – единственный Герой
Советского Союза в Запорожском районе...
По-своему интересна судьба и Петра Кирилловича Прочана, который тоже
учился в Запорожском аэроклубе, а затем - в Качинском военном училище.
Закончил его буквально за неделю до начала Великой Отечественной. В
войну принимал участие в боевых действиях на Северном и Карельском
фронтах. Лично сбил 5 вражеских самолетов. Петр Кириллович был
награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны І и ІІ степеней,
тридцатью медалями.
После войны 43 года проработал заместителем начальника ОТК
Запорожского механического завода, был депутатом поселкового совета.
Его дочь Наталья говорит:
– Наш отец, Петр Кириллович, прожил красивую и светлую жизнь.
ПОХОРОНКА ОКАЗАЛАСЬ ЛОЖНОЙ
А вот Александр Лукич Резник уже после начала войны окончил
Новосибирское училище летчиков. Затем был летчиком в 16-й гвардейской
армии. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны,
медалями «За победу над Германией», «За освобождение Берлина», «За
Варшаву» и другими.
Во время войны в армии также были (но не в авиации) его отец Лука
Фомич и младший брат Яков . Можно понять состояние Прасковьи
Илларионовны, отправившей на фронт мужа и двух сыновей. А теперь
представьте, что пришлось пережить женщине, получившей похоронку на
мужа, а через несколько дней(!) письмо с фронта от односельчанина,
сообщавшего, что Яков «уже отвоевался»!
Оба сообщения оказались ложными. Когда хоронили погибших солдат, то
в братскую могилу положили и Луку Фомича. Уже собрались засыпать
могилу, но увидели, что солдат подает признаки жизни. Врачи в госпитале
возвратили его к жизни.
А Яков был тяжело ранен в руку, но тоже остался жив. Муж и сын Яков
возвратились домой, а вот у Прасковьи Илларионовны «отобрало» ноги.
После пережитого потрясения она могла передвигаться только с помощью
табурета.
Возвратился домой и Александр Лукич. Длительное время он работал
заместителем начальника авиаотряда по летной части Запорожского
аэродрома гражданской авиации.
Александр Лукич Резник – единственный из военных
летчиков-малокатериновцев, доживший до наших дней. К сожалению,
здоровье оставляет желать лучшего, поэтому, рассказывая о нем, пришлось
довольствоваться той информацией, которую смогли предоставить
родственники.
Самый младший сокол-герой – Николай Савченко – пошел по стопам
старших товарищей, но курсантом Качинского училища стал уже во время
войны. После окончания училища был направлен на фронт в действующую
армию. Участвовал в боевых вылетах в качестве летчика-истребителя. В
конце 1944-го Николай Андреевич в одном из воздушных боев был сбит.
Катапультировался, но получил сильные ожоги и длительное время проходил
курс лечения в военном госпитале в Москве. Но по состоянию здоровья уже
летать не смог...
В начале 50-х годов Николай Савченко окончил Московский институт
пищевой промышленности. Работал главным технологом в Туапсе, Феодосии и
Ростове-на-Дону. Здесь же он погиб в автокатастрофе в 1978 году.
Об Алексее Захаровиче Куркуле удалось собрать довольно мало
сведений, хотя и умер он сравнительно недавно, в 2005 году. Известно,
что после
Малокатериновской школы он был в Запорожском аэроклубе, а затем в
Качинском военном училище. Во время войны служил в Первой воздушной
армии. Среди боевых наград две(!) медали «За боевые заслуги», а также
«За победу над Германией», «За победу над Японией» и другие.
Алексей Захарович работал инструктором в Запорожском
облавтоучкомбинате. К сожалению, его фотографии военного времени не
сохранилось...
О Михаиле Федоровиче Мирошниченко совсем скупая информация. После
школы Михаил направился в Запорожский аэроклуб, а позже – в Качинское
училище. После его окончания был направлен на фронт. Погиб зимой 1942
года в одном из воздушных боев над Ладожским озером вблизи Ленинграда.
Было тогда Михаилу всего 23 года...
ЗАПИСКИ БРОСАЛИ ИЗ САМОЛЕТА
Однако на этом рассказ о Михаиле Федоровиче не обрывается. Как и
Михаил Коса, он остался в истории Малокатериновской школы в связи с
одним событием. Правда, если бы о нем стало известно в аэроклубе, то
обоим бы не поздоровилось...
Как-то весной 1939 года ученики поселковой школы вышли на перемену
во двор. И вдруг совсем близко услышали звук летящего самолета. А затем
увидели и сам самолет, как позже узнали, учебный. Самолет пролетел над
самой школой, затем еще раз. Все задрали головы, наблюдая за
происходящим, и вдруг из самолета что-то выбросили. Оказалось, это была
скомканная газета, а в ней – записка: «Смотрите, я летаю! Ура!!! Ваш
ученик Михаил Коса».
Но история на этом не закончилась. В этот же день, с интервалом часа
в три, снова появляется самолет, и снова – записка. Текст почти такой
же, как и в первой, правда, подпись другая – «Михаил Мирошниченко».
Наверное, были учебные полеты. А Михаил Коса то ли упросил
инструктора, то ли сам уже летал, но решил наведаться в родной поселок.
И не просто наведаться, а еще и «засветиться». Возвратившись с
тренировочного полета, рассказал обо всем Мирошниченко, а тот не
захотел отставать от тезки-одноклассника...
Еще один летчик-истребитель – Вениамин Бражник – семь классов
закончил в Малокатериновке, продолжил учебу в школе №6 Запорожья. Затем
Качинское военное училище, ну а дальше – фронт. В автобиографии,
датированной июлем 1948-го, Вениамин Александрович сообщает: «Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года награжден медалью
«За победу над Германией». После войны Вениамин Бражник окончил еще и
Ворошиловградское военно-авиационное училище летчиков имени
Пролетариата Донбасса. Был военным летчиком.
В июле 1949 года авиаполк, в котором служил Бражник, перебазировался
с одного аэродрома на другой. Взлетели четыре самолета-разведчика: два
ведущих и два ведомых. Вениамин Александрович был ведущим одного звена.
Полет проходил в условиях плохой видимости, при густом тумане...
Результат трагический – разбились все четыре самолета, экипажи всех
самолетов погибли. Похоронен наш земляк в братской могиле
летчиков-побратимов в грузинском городе Цхалтубо.
***
Автор выражает искреннюю благодарность за содействие в подготовке
материала начальнику военно-учетного стола Малокатериновского
поселкового совета Наталье Петровне Прочан и инженеру-землеустроителю
поселкового совета Анатолию Васильевичу Рыбíîìó.
Источник: http://iz.com.ua/2009/05/08/smotrite-ja-letaju-ura-/ |