Реформа децентрализации власти, которая реализуется в стране, стала мощным толчком для глубоких преобразований в местном самоуправлении, изменила приоритеты, обозначила новые задачи.
О том, как проходят эти процессы в нашей области, ПОЗИЦИЯ беседует с региональным консультантом по вопросам бюджета Запорожского Офиса реформ РО Ассоциации городов Украины Александрой Оляниной.
– По вашему мнению, какие положительные изменения принесла децентрализация местному самоуправлению?
– Так сложилось, что после ухода с государственной службы, которой отдала долгие годы, еще десять лет проработала в местном самоуправлении. Хорошо зная ситуацию изнутри, я видела главную проблему. Никогда полномочия, которыми в разные годы наделялись органы местного самоуправления, не подкреплялись в полной мере финансовыми ресурсами. И только 2015-й и 2016-й годы внесли коренные изменения в процесс наполнения местных бюджетов. Особенно это ощутили города областного значения. Они получили достаточный финансовый ресурс, дающий возможность развиваться. Также реформа коснулась сельских и поселковых советов, которые впервые увидели, что у них есть ресурсы на развитие, благоустройство и реализацию полномочий. Именно децентрализация дала возможность местному самоуправлению укрепиться, выйти на новую ступень развития.
– В рамках внедрения децентрализации создаются громады. Однако проблем немало. Начиная с того, что многие объединяются не так, как предписывает Перспективный план, и заканчивая финансированием…
– Объединение не по плану – это, действительно, проблема. Жизнь, конечно, вносит коррективы. Но не будем забывать, что Перспективный план объединения – это матрица, в основе которой множество расчетов. Областная власть идет навстречу людям. На одной из недавних сессий облсовета был утвержден уточненный Перспективный план и отправлен в Кабинет министров. По поводу финансирования скажу следующее: в этом году, например, размер субвенции на образование был достаточен для содержания школ. С нового года есть вероятность того, что методика расчета субвенций как на образование, так и на здравоохранение, изменится. Бюджет пока не принят, но уже сейчас видно – заложенный финансовый ресурс исключает целый ряд расходов. Скажем, субвенция на образование будет включать в себя только заработную плату педагогическому составу. Будем помнить и о том, что проект госбюджета, подготовленный ко второму чтению, устанавливает новый размер минимальной заработной платы – 3200 грн. При этом для бюджетов районных и громад правительством будет выделена дополнительная дотация на компенсацию расходов, не учтенных в формулах. В настоящее время Ассоциация городов Украины активно работает с Бюджетным комитетом Верховной Рады, чтобы дополнительный ресурс был предусмотрен и для городов областного значения.
– Запорожская область занимает одну из лидирующих позиций по внедрению децентрализации в Украине. Ощущаете ли вы поддержку со стороны областной власти?
– Конечно! Без тесного сотрудничества с Запорожской областной администрацией и областным советом, мы не смогли бы сделать столько, сколько уже сделано. Позади десятки встреч с людьми, выезды в громады, напряженная работа. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить заместителя председателя – руководителя аппарата ОГА Зинаиду Бойко, председателя профильной комиссии облсовета Дмитрия Майстро, директора департамента архитектуры Александра Билыма, коллектив департамента финансов и всех коллег за плодотворную совместную работу.
– Не считаете ли вы, что если децентрализация не будет подкреплена финансовыми ресурсами, то потерпит неудачу?
– Этого не случится. Как я уже сказала, всем районным бюджетам и бюджетам громад предоставлен компенсатор, который покроет «провалы» в расчетах по формулам. Кроме этого, увеличился объем средств, заложенных на субвенцию для развития инфраструктуры. В текущем году он составил 1 млрд грн, в следующем вырастет до 1,5 млрд грн. Мы также очень надеемся, что будет принят ряд законов, регламентирующих пользование землей, в том числе размер ставки земельного налога. Учитывая, что во многих селах налог на землю является одним из основных доходных источников, несложно предположить, во сколько раз вырастут поступления в местные бюджеты объединенных территориальных громад. И последнее. 11 и 18 декабря в девяти объединенных громадах пройдут первые выборы. Я хочу пожелать жителям этих громад выбрать авторитетных руководителей, пользующихся доверием, которые действительно будут делать все, чтобы люди, живущие в громаде, начали чувствовать себя полноправными хозяевами на своей земле. Только это даст возможность не останавливаться на достигнутом и двигаться вперед.
В тему
Дмитрий Майстро, депутат Запорожского областного совета, председатель постоянной комиссии по вопросам местного самоуправления и административно-территориального устройства:
– В децентрализации, наряду с плюсами, есть и проблемы. Первая – законодательная. Реформа пошла вперед, а законы, которые позволили бы решать задачи на местах, не приняты. Особенно остро стоит земельный вопрос. А точнее – порядок пользования земельным участком, находящимся за пределами населенного пункта. Считаю, что решение этого вопроса затягивается умышленно, чтобы распорядиться всей землей без участия людей – жителей громад.
Хочу обратить внимание еще на одну проблему. Когда создаются громады, государство оказывает помощь только тем из них, которые возникают в сельской местности. Если объединяются поселки городского типа, они не получают ни копейки! Почему?
В Запорожской области есть Кушугумская громада, куда входят три таких поселка – Кушугум, Балабино, Малокатериновка. В Кушугуме нет даже клуба, а деньги для таких населенных пунктов не предусмотрены.
Олег ВАЛИК, фото Владимира САЛЬНИКОВА
http://pozitciya.com.ua/56135-decentralizaciya-i-mestnoe-samoupravlenie.html