Отношение к административно-территориальной реформе верхов и низов можно сформулировать просто. «Нам сказали!» – говорят в ОГА, которую торопит Киев. «Нам не сказали!» – утверждают люди на местах, которым предлагают за пару месяцев при отсутствии информации сделать то, на что другие страны потратили несколько лет.
Суть административно-территориальной реформы – создание экономически самодостаточных территориальных громад взамен существующего по инерции иерархического принципа «область-район-сельсовет».
Речь идет об укрупнении административных единиц, которые должны формироваться во-круг экономических центров и стремиться к повышению местных доходов. При этом вновь созданным территориальным громадам обещают беспрецедентную финансовую самостоятельность и дотирование традиционных бюджетных отраслей. Главная проблема в реализации этих планов – отсутствие коммуникации между громадами и организаторами реформы, а также сверхсжатые сроки. Реформу необходимо провести до грядущих местных выборов, так как в противном случае после передела административных границ представительские органы придется избирать заново. Кроме того, в районах свое видение переподчинения территорий.
Матчасть
Основными документами реформы являются закон «О добровольном объединении территориальных громад», принятый в начале февраля этого года, а также проект последующих конституционных изменений. Кроме того, Кабмин разработал и утвердил отдельным постановлением методику формирования дееспособных территориальных громад. Собственно, последний документ является дорожной картой для чиновников областного уровня по внедрению реформ. Предполагается, что для этого при ОГА создается «офис реформ», координирующий взаимодействие с громадами и областной властью. Проводится разъяснительная работа, формируются и обрабатываются предложения. После чего областной совет утверждает «перспективный план формирования территорий громад». Данный документ передается в Кабмин, где проходит ряд согласований. После этого вносятся соответствующие изменения в Конституцию, и уже с новыми границами территориальных громад проводятся местные выборы.
Здесь сразу необходимо отметить, что действующие проекты не предполагают изменение границ областей и их переподчинение. Все 24 области, АР Крым, города Киев и Севастополь, равно как и районы в пределах областей, остаются такими же территориальными субъектами, как и раньше. По крайней мере, согласно проекту изменений, опубликованному Министерством регионального развития. Там же говорится об упразднении областных государственных администраций – полномочия по представительству региона и реализации его совместных задач закрепляются за областным советом. За соблюдением конституционности и координацией действий следят назначаемые в область и районы представители президента (слово префект в проекте не упоминается). Нужно также отметить, что, несмотря на общедоступность законопроектов в Запорожье, продолжаются спекуляции на тему возможности «перейти под Днепропетровск», появления некоего «Приазовского региона» и так далее. На сегодняшний день подобные проекты не зарегистрированы.
Для понимания принципов формирования территориальных громад нужно вспомнить существующую систему. На территории района власть представлена сельскими советами. Часто, несмотря на общие проблемы в виду приближенности друг к другу, они лишены административных инструментов для их решения. Подобные вопросы координируют районный совет и администрация. Предлагается вместо массы разрозненных сельских советов создать более крупные территориальные громады, администрации которых к тому же будут наделены более широкими полномочиями для выдачи всевозможных справок и прочих документов. Смысл укрупнения – дать людям возможность совместно решать задачи, тем самым оживить отдаленные районы.
Принципы формирования громад детально описаны в «Методике». Остановимся на наиболее важных из них. Во-первых, каждая громада должна иметь все ключевые социальные объекты – больницу или ФАП, автомобили скорой помощи и пожарной охраны, отделение милиции, школы в соответствии с количеством учащихся, культурные заведения. Во-вторых, расстояние между крайними населенными пунктами одной территориальной громады не должно превышать 35 километров. В-третьих, выборный орган и администрация в центре громады расставляет в населенных пунктах старост, полномочия которых определяет сама громада. Понятие «староста» описано в законе и обозначает представителя исполнительной власти. При этом при формировании территориальных громад необходимо учитывать место отчисления налогов, проживающих в ней граждан. Например, если жители Балабино и Кушугума работают на предприятиях Запорожья, то эти населенные пункты логичнее переподчинить городской громаде, а не какой-либо другой, или же сделать центром отдельной громады, добавив к ней несколько соседних сел. Количественные показатели громады разнятся от региона к региону. В случае Запорожской области они могут объединить от 5 тысяч человек.
Практика
В суровых запорожских реалиях планы улучшений наталкиваются на преграды всех видов. Свидетельством тому стала до сих пор незакрытая внеочередная, 44-я, сессия областного совета. На ней собирались рассмотреть тот самый «перспективный план». Рассмотрение не предполагало утверждения, однако и обсуждать вопрос депутаты отказались, не включив документ в повестку. Главная причина – отсутствие информированности на местах. Действительно, предложенная ОГА карта с границами новых громад создавалась впопыхах – от создания офиса реформ до сессии прошло всего около трех недель. Но разве это мешало обсудить реформу? Тем более что, несмотря на все сопротивление, она неизбежно будет проведена – некоторые областные советы соответствующие планы уже утвердили, где-то они дорабатываются. В данном случае поведение Запорожского областного совета можно охарактеризовать как позерское – из-под палки не будем! Впрочем, свою лепту внесли и организаторы реформы от ОГА, не сумевшие донести важность вопроса до депутатов.
Гораздо больше проблем непосредственно на местах. Предложенный план не учитывает инфраструктурных особенностей регионов – расположения больниц, крупных предприятий и фермерских хозяйств, школ. Не меньше пугает людей возможность недостаточного финансирования. В случае формирования громады некоторые школы неизбежно придется закрыть, а ЦРБ недополучат финансирование за счет сокращения поступлений. С другой стороны, представители сел сомневаются, что получат деньги на организацию перевозок школьников или оборудование фельдшерско-акушерских пунктов. Не говоря уже о закупке пожарных машин и автомобилей скорой помощи. Власти обещают способствовать в этом наиболее активным громадам, но обещаниям мало кто верит.
Вызывает опасения и предложенное областной администрацией чисто территориальное деление. Например, одна из громад Акимовского района оказалась разделена лиманом – чтобы добраться до ее центра, придется объезжать 80 километров. Но еще больше тревожит не столько географическое, сколько экономическое и инфраструктурное деление – села побогаче боятся обеднеть за счет присоединения нахлебников. В то же время среди глав сельсоветов есть и активисты, готовые взять на себя ответственность за управление громадами, очевидно, рассчитывая получить большую власть, суляющую материальную выгоду.
Мнения
Важность и необходимость реформы признают все, равно как и то, что сроки для ее проведения отведены слишком уж малые. Разногласия в деталях.
– Я, как юрист, понимаю, что в таком виде для нас эта реформа ничего хорошего не несет, более того, она подрывает власть и авторитет Киева на местах, так как на сегодня нет четкого понимания, каков будет ее итог», – рассказала «Правде» депутат областного совета от Запорожского района Тамара Карташова.
Кстати, Запорожский район, существующий, по сути, без районного центра, выступил со своей инициативой – создать в его пределах одну большую территориальную громаду с исполкомами в крупных селах по аналогии с городской громадой. С требованием предоставить громадам достаточный срок для обсуждения и не принимать решения без согласования с ними к ОГА, областному совету и офису реформ обратились почти все главы крупных сельсоветов.
К обсуждению, но уже в другом ключе, призывает и сам директор офиса реформ Александр Свистун.
– То, что областной совет не проголосовал рассмотрение перспективного плана, я считаю безответственным решением, – считает Свистун. – Фактически из-за этого область потеряла 100 миллионов гривен на инфраструктурные проекты.
Чиновник также отметил и наиболее активные районы в формировании территориальных громад – Розовский, Ореховский и Веселовский. А вот в том же Запорожском районе не так спешат.
– Я сама узнавала об этой реформе из Интернета, – сетует заместитель главы Беленьковского сельсовета Алла Кришталь. – Есть в ней и что-то хорошее – например, людям не придется ездить далеко за справками. Но откуда возьмутся деньги на развитие? Придется закрывать многие объекты. Принцип финансирования неясен.
Отдельные предположения высказал и глава Запорожского районного совета Александр Полунин.
– Реформа нужна, но если что-то делать, то с умом, а не так, как это происходит, – рассказал Полунин. – Получится, что бедные объединятся с бедными и будут дальше умирать, а богатые с богатыми. Я не думаю, что для этого делается эта реформа. Кроме того, власти абсолютно не учли местных реалий. Для этого нужно быть на местах. Сегодня мы внесли несколько своих предложений и ожидаем их рассмотрения. Честно говоря, в связи с этими событиями я вспоминаю медицинскую реформу Богатыревой, с которой мы до сих пор не знаем, что делать. Тогда тоже все делалось без учета мнений на местах.
Заключение
Пример реализации административно-территориальной реформы в Запорожской области ярко иллюстрирует неизменность подходов власти, ее труднодоступности для альтернативных мнений на местах, что, конечно, не работает на пользу задекларированному принципу децентрализации. Одновременно нужно учитывать, что гражданское общество в Украине еще не набралось достаточно сил, чтобы осуществить изменения снизу. Без руководящей линии не обойтись. Но и потуги областных чиновников вместо реформы показать отчетность пока выглядят неубедительными, и главное – дискредитируют сам смысл изменений. А они необходимы. Стабильность, как многие хорошо помнят, очень быстро переходит в застой, означающий не воцарение достатка, а равномерное распределение бедности.
Евгений ЗЮЗИН
http://pravda.in.ua/
|