Как сложились судьбы семи малокатериновских соколов

11:27 08.05.09

В 64-й раз встречаем весну Победы и в который раз убеждаемся, что не всем воздали за их ратный подвиг, не все имена назвали. Ветеранов войны становится все меньше и меньше. И все-таки, хоть и с большим запозданием, стараемся поименно назвать всех тех, кто заслужил на бессмертие в памяти народной.

" /> Смотрите, я летаю! Ура! - О Кушугуме - Статьи - Первый информационный портал Кушугума
ГлавнаяРегистрацияВход К у ш у г у м Четверг, 18.04.2024, 23:35
  Статьи Приветствую Вас Гость | RSS

  • "Центр соц.помощи"
  • Расписание электропоездов
  • Товары и услуги

  • Случайные фото

    Активные темы
  • Инструмент (2)
  • Просмотр фильмов (2)
  • Какой антивирус лучше? (3)
  • Можно ли заработать в интернете? (8)
  • Анегдот (6)

  •  
     
    Главная » Статьи » О Кушугуме

    Смотрите, я летаю! Ура!

    - У жителей поселка Малокатериновка есть мечта – увековечить память военных летчиков – наших земляков, - рассказывает председатель поссовета Семен Карабаджак. - Зная авторитет вашей газеты, надеемся, что областная власть поможет в этом благом деле. А хотим мы установить мемориальную доску с именами летчиков-истребителей или скромный памятник, возможно, с изображением пикирующего самолета. Ну ведь заслужили люди такую память! Да и дети увидят, что не только на словах остается актуальным лозунг: «Никто не забыт и ничто не забыто!»

    ...Согласитесь, что для поселка с населением в 3000 человек  семь военных летчиков – это предмет особой гордости! Еще один интересный и по-своему уникальный факт: шестеро из них учились в одном классе малокатериновской школы! Такой вот был удивительный класс. К сожалению, в живых не осталось никого из их соучеников, поэтому подробнее ни о самом классе, ни об учителях, увы, рассказать не получится.

    НА ПАМЯТНУЮ ДОСКУ СБРОСИЛИСЬ РОДСТВЕННИКИ

    Самый именитый из этих летчиков – Михаил Ильич Коса. Бредил небом, поэтому после окончания школы стал курсантом Запорожского аэроклуба, позже, уже окончив Качинское военное училище в Крыму, стал летчиком-истребителем.

    С февраля 1942 года Михаил Коса начал отсчет сбитых им вражеских самолетов. Документы того времени свидетельствуют: «За весь период боевых действий на фронтах Отечественной войны тов. Коса М.И. совершил 375 боевых вылетов, провел 113 воздушных боев. При этом лично сбил 7 бомбардировщиков и 8 истребителей. Кроме того, в составе группы сбил 4 вражеских самолета. Совершил 44 штурмовых удара по технике и живой силе врага».

    Последний самолет врага Михаил Ильич сбил на своем «Як-9М» 1 мая 1945 года. Но до этого было ранение осколком во время воздушного боя. А еще – его самолет был сбит, и летчик оказался на оккупированной немцами территории. Пять с половиной месяцев добирался до линии фронта, перешел ее и нашел-таки свою воинскую часть!

    В 1946 году командиру 42-го гвардейского истребительного авиационного полка Михаилу Косе было присвоено звание Героя Советского Союза. Но злая ирония судьбы сделала свое черное дело. Получив из Малокатериновки известие о том, что мать при смерти, Михаил Ильич, отличавшийся поистине беспредельной смелостью, совершает безрассудный шаг: поднимает самолет в воздух и летит в направлении Запорожья. Военные самолеты перехватывают его, и Коса совершает посадку.

    «Прощай, карьера!» – скажете вы. Берите круче, намного круче! По приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР от 20 апреля 1950 года Герой Советского Союза Михаил Ильич Коса был... расстрелян. И только спустя 16 лет, в августе 1966 года, Пленум Верховного Суда СССР пересмотрел его дело и установил отсутствие состава преступления. Грамоту и Звезду Героя семье вернули, а самого Косу посмертно реабилитировали.

    И еще один пример иронии судьбы. Около пяти лет тому назад на стене мемориала «Скорбящая мать»  наконец-то была установлена небольшая памятная доска в честь Героя, изготовленная на деньги… его родственников. И это при том, что Михаил Коса – единственный Герой Советского Союза в Запорожском районе...

    По-своему интересна судьба и Петра Кирилловича Прочана, который тоже учился в Запорожском аэроклубе, а затем - в Качинском военном училище. Закончил его буквально за неделю до начала Великой Отечественной. В войну принимал участие в боевых действиях на Северном и Карельском фронтах. Лично сбил 5 вражеских самолетов. Петр Кириллович был награжден орденами Красной Звезды, Отечественной войны І и ІІ степеней, тридцатью медалями.

    После войны 43 года проработал заместителем начальника ОТК Запорожского механического завода, был депутатом поселкового совета. Его дочь Наталья говорит:

    – Наш отец, Петр Кириллович, прожил красивую и светлую жизнь.

    ПОХОРОНКА ОКАЗАЛАСЬ ЛОЖНОЙ

    А вот Александр Лукич Резник уже после начала войны окончил Новосибирское училище летчиков. Затем был летчиком в 16-й гвардейской армии. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны, медалями «За победу над Германией», «За освобождение Берлина», «За Варшаву» и другими.

    Во время войны в армии также были (но не в авиации) его отец Лука Фомич и младший  брат Яков . Можно понять состояние Прасковьи Илларионовны, отправившей на фронт мужа и двух сыновей. А теперь представьте, что пришлось пережить женщине, получившей похоронку на мужа, а через несколько дней(!) письмо с фронта от односельчанина, сообщавшего, что Яков «уже отвоевался»!

    Оба сообщения оказались ложными. Когда хоронили погибших солдат, то в братскую могилу положили и Луку Фомича. Уже собрались засыпать могилу, но увидели, что солдат подает признаки жизни. Врачи в госпитале возвратили его к жизни.

    А Яков был тяжело ранен в руку, но тоже остался жив. Муж и сын Яков возвратились домой, а вот у Прасковьи Илларионовны «отобрало» ноги. После пережитого потрясения она могла передвигаться только с помощью табурета.

    Возвратился домой и Александр Лукич. Длительное время он работал заместителем начальника авиаотряда по летной части Запорожского аэродрома гражданской авиации.

    Александр Лукич Резник – единственный из военных летчиков-малокатериновцев, доживший до наших дней. К сожалению, здоровье оставляет желать лучшего, поэтому, рассказывая о нем, пришлось довольствоваться той информацией, которую смогли предоставить родственники.

    Самый младший сокол-герой – Николай Савченко – пошел по стопам старших товарищей, но курсантом Качинского училища стал уже во время войны. После окончания училища был направлен на фронт в действующую армию. Участвовал в боевых вылетах в качестве летчика-истребителя. В конце 1944-го Николай Андреевич в одном из воздушных боев был сбит. Катапультировался, но получил сильные ожоги и длительное время проходил курс лечения в военном госпитале в Москве. Но по состоянию здоровья уже летать не смог...

    В начале 50-х годов Николай Савченко  окончил Московский институт пищевой промышленности. Работал главным технологом в Туапсе, Феодосии и Ростове-на-Дону. Здесь же он погиб в автокатастрофе в 1978 году.

    Об Алексее Захаровиче Куркуле удалось собрать довольно мало сведений, хотя и умер он сравнительно недавно, в 2005 году. Известно, что после

    Малокатериновской школы он был в Запорожском аэроклубе, а затем в Качинском военном училище. Во время войны служил в Первой воздушной армии. Среди боевых наград две(!) медали «За боевые заслуги», а также «За победу над Германией», «За победу над Японией» и другие.

    Алексей Захарович работал инструктором в Запорожском облавтоучкомбинате. К сожалению, его фотографии военного времени не сохранилось...

    О Михаиле Федоровиче Мирошниченко совсем скупая информация. После школы Михаил направился в Запорожский аэроклуб, а позже – в Качинское училище. После его окончания был направлен на фронт. Погиб зимой 1942 года в одном из воздушных боев над Ладожским озером вблизи Ленинграда. Было тогда Михаилу всего 23 года...

    ЗАПИСКИ БРОСАЛИ ИЗ САМОЛЕТА

    Однако на этом рассказ о Михаиле Федоровиче не обрывается. Как и Михаил Коса, он остался в истории Малокатериновской школы в связи с одним событием. Правда, если бы о нем стало известно в аэроклубе, то обоим бы не поздоровилось...

    Как-то весной 1939 года ученики поселковой школы вышли на перемену во двор. И вдруг совсем близко услышали звук летящего самолета. А затем увидели и сам самолет, как позже узнали, учебный. Самолет пролетел над самой школой, затем еще раз. Все задрали головы, наблюдая за происходящим, и вдруг из самолета что-то выбросили. Оказалось, это была скомканная газета, а в ней – записка: «Смотрите, я летаю! Ура!!! Ваш ученик Михаил Коса».

    Но история на этом не закончилась. В этот же день, с интервалом часа в три, снова появляется самолет, и снова – записка. Текст почти такой же, как и в первой, правда, подпись другая – «Михаил Мирошниченко».

    Наверное, были учебные полеты. А Михаил Коса  то ли упросил инструктора, то ли сам уже летал, но решил наведаться в родной поселок. И не просто наведаться, а еще и «засветиться». Возвратившись с тренировочного полета, рассказал обо всем Мирошниченко, а тот не захотел отставать от тезки-одноклассника...

    Еще один летчик-истребитель – Вениамин Бражник – семь классов закончил в Малокатериновке, продолжил учебу в школе №6 Запорожья. Затем Качинское военное училище, ну а дальше – фронт. В автобиографии, датированной июлем 1948-го, Вениамин Александрович сообщает: «Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945 года награжден медалью «За победу над Германией». После войны Вениамин Бражник окончил еще и Ворошиловградское военно-авиационное училище летчиков имени Пролетариата Донбасса. Был военным летчиком.

    В июле 1949 года авиаполк, в котором служил Бражник, перебазировался с одного аэродрома на другой. Взлетели четыре самолета-разведчика: два ведущих и два ведомых. Вениамин Александрович был ведущим одного звена. Полет проходил в условиях плохой видимости, при густом тумане... Результат трагический – разбились все четыре самолета, экипажи всех самолетов погибли. Похоронен наш земляк в братской могиле летчиков-побратимов в грузинском городе Цхалтубо.

    ***

    Автор выражает искреннюю благодарность за содействие в подготовке материала начальнику военно-учетного стола Малокатериновского поселкового совета Наталье Петровне Прочан и инженеру-землеустроителю поселкового совета Анатолию Васильевичу Рыбíîìó.



    Источник: http://iz.com.ua/2009/05/08/smotrite-ja-letaju-ura-/
    Категория: О Кушугуме | Добавил: DJan (17.09.2010) | Автор: Грошев Александр
    Просмотров: 2188 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 1
    1 Natali-Camomile  
    0
    Сложны и трагичны судьбы погибших героев ВОВ, не не менее печальна и судьба выживших их товарищей! Как много сейчас говорят о том, что ветеранам не уделяется достаточно внимания, но ничего от этого в их жизни не меняется! Не уважает наше поколение их военные подвиги! sad

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
     
     
    Категории каталога
    Для Кушугума [4]
    Материалы которые могут быть полезны.
    О Кушугуме [20]
    Событи, люди, мероприятия и т.д.
    Юридическая справка [14]
    Статьи и заметки
    Другое [8]
    Что не относиться к другим разделам

    Форма входа


    Мини-чат

    Наш опрос
    Какие авто лучше (Спринтеры или Богданы) для 207 маршрута ?
    Всего ответов: 42

    Реклама



    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     

    Первый Информационный Ресурс Кушугума 2008 - 2024 ©
    При использовании материала обязательна активная ссылка на www.kuchugum.org.ua !
    Создать бесплатный сайт с uCoz